«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.
• Состояние звукопроизношения?
Ребенок ?к семи годам должен ?выговаривать все звуки
• Состояние фонематических процессов
Умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового ?анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы.
• Состояние грамматического строя
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), ?управление (вышел из дома, рассказал о друге).
• Состояние слоговой структуры слова
Семилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод.
• Состояние словарного запаса
Следует обратить внимание на наиболее трудные разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
• Состояние связной речи
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются игры и упражнения, которые совместно с детьми можно проговаривать в общественных местах, в детском саду, на прогулке, дома…
Игры для развития фонематических представлений
Игра?«Поймай звук» ?Слышать звук в ряду других звуков или слоговых сочетаниях. Хлопнуть, если в слове будет слышен определённый звук.
Инструкция: «Хлопни, если услышишь звук А»
Выделение данного гласного (согласного) звука в ряду других звуков
А, у, о, А, о, у, ы, А, А, у, А
Выделение данного гласного (согласного) звука в слогах
Аи, оу, Ау, иы, Ао, ыэ, Ау
Игра?«Будь внимателен»?Послушай слова и выложи картинки в такой же последовательности.
Упражнения для развития слогового анализа и синтеза слов
«Хлопни в ладоши»?- определение количества слогов по количеству хлопков.
Проговаривание слогов.
«Определи звук» - определить места звука в слове – в начале, конце, середине слова.
Игры для формирования грамматического строя речи
«Всё наоборот».?Одеваюсь – раздеваюсь, застёгиваю – расстёгиваю.
«Играем противоположности»?(добро – зло, ссора – дружба). Зимой холодно, а летом… (жарко).
«Измени окончание»?- ????????один палец – пять пальцев, одно яблоко – пять яблок, одна корова – четыре коровы, одна лошадь – три лошади, одна собака – три собаки
«Без чего не бывает?» Зебра не бывает без… (полосок), верблюд – без … (горба), лошадь без … (гривы), корова – без … (рогов), кошка – без … (усов).
«Дополни предложение»?????????Юля купила жёлтые…?(лимоны). Огурец твёрдый, а помидор …?(мягкий). Какой овощ ещё твёрдый? (картофель, фасоль…) О чём можно сказать твёрдая??(груша, морковь, тыква…)
«Какое слово не подходит?»?Капуста зелёная, хрустящая, мягкая, красная.
Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?»?Сначала я буду…, а потом …
«Просьбы, советы».?Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чём-нибудь».
Упражнения на формирование навыков словообразования
«Скажи ласково»?Какое слово получится, если к слову дочь добавить –енька?
Чулки – чулочки, носки – носочки, копейка – копеечка, красный – красненький, белый – беленький.
Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по, про, в-, -вы, -под, -от, -у, пере, -за, -от, на-, вы-.
Например: прыгнул – спрыгнул, выпрыгнул, отпрыгнул, подпрыгнул.
Внимание! В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям разрешается только с письменного согласия автора или с указанием Ф.И.О автора и размещением активной ссылки на сайт.