РАБОТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ
В нашем детском саду с целью создания условий специального сопровождения ребенка функционирует два логопедических пункта: Логопункт с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) — где занимаются дети со сложными речевыми нарушениями Отбор детей проводит городская психолого-медико-педагогическая комиссия по представлению консилиума ДОУ на основании следующих документов: -протокола первичного обследования психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ; -характеристики воспитателя; -заключения врача-психиатра; -медицинской карты ребенка. В ГПМПК для зачисления на логопункт для тетей с ТНР родители могут обратиться самостоятельно. Логопункт с НВНР (нерезко выраженными нарушениями речи) – где занимаются дети имеющие негрубые речевые расстройства Зачисление осуществляется ПМП консилиумом ДОУ с 1-15 сентября на основании комплексного первичного обследования учителя-логопеда. Выпуск из логопедического пункта с НВНР производится ПМП консилиумом ДОУ в течении всего учебного года после коррекции нарушений в развитии устной речи.Целью логопункта является — оказание необходимой коррекционной помощи по развитию речи детям в возрасте от 4 лет до 7 лет. Основные задачи логопункта :
-
развитие артикуляционного аппарата малыша – подготовка к постановке звуков;
-
коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
-
предупреждение нарушений устной и письменной речи;
-
развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
-
параллельная коррекция и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление;
-
пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей детей;
-
воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
-
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
-
возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
-
оказание консультативной помощи родителям и педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.
-
своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
Кабинет логопеда и оснащен согласно современным требованиям, постоянно пополняется наглядными пособиями, дидактическими играми, необходимыми методическими и наглядными пособиями. Логопеды широко используют различные игры и упражнения на развитие: — воздушной струи — артикуляционной моторики — звукопроизношения — психических процессов(внимания, восприятия, памяти, мышления). — фонематического слуха — лексико-грамматических категорий — связной речи — мелкой моторики — графических навыков В отличие от специализированного ДОУ, задача коррекции речи нашего логопункта является дополнительной. Это обуславливает некоторую специфику работы. В расписании детей нет времени специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной программы. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители.Уважаемые родители, помните: то, что Вы иногда принимаете за «детскую речь», на самом деле может быть серьезным речевым дефектом. Родители должны видеть проблемы ребенка и помогать их разрешить. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к этому вопросу:
-
Пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендуемых в детском саду занятий.
-
Завышенные требования к качеству речи ребенка.
Для решения этой проблемы нами предпринимаются следующие меры:
Уважаемые родители, Ваше участие в жизни малыша не только дома, но и в дошкольном учреждении поможет Вам:
-
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
-
относиться к ребенку как к равному;
-
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
-
проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
Основные этапы нормального речевого развития ребёнка
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей жизни.
Овладение ребёнком речью в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие — намного позже.
У каждого возраста есть своя «норма».
Активная речь ребёнка проходит несколько этапов развития
Самым первым проявлением речи ребёнка является крик. Крик – первая голосовая реакция ребёнка. И крик, и плач ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
2 -3 мес.На смену крику приходит «гуление». Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.
Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
При нормальном развитии ребёнка «гуление» постепенно переходит в лепет.
7 – 9 мес. Дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя и т.д. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определёнными лицами, предметами, действиями.
9 -11 мес. Дети подражают звукам речи взрослых.
11 -13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребёнком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д.
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: - Папа, ди (папа, иди). Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребёнок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай кука» (Мама, дай куклу). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребёнок употребляет наиболее простые грамматические конструкции.
В 1 – 3 года дети многие звуки родного языка переставляют, опускают, заменяют более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем (звуков). Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт).
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (О, У И, А, Э, Ы, дифференциация согласных по твердости, мягкости. [б], [б'], [д], [д'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к`], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф'], [х], [х'], [й]) строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребёнка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удаётся в полном объёме сформировать полноценную речь.
3 -4 года. Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Дети начинают активно пользоваться всеми частями речи,
постепенно формируются навыки словообразования.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения
(«Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.
Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят
к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] и свистящие [ц], сонорные [л], и [л'], [р] и [р']); почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
7 лет. Высказывания детей достаточно пространные, улавливается определённая логика изложения. Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребёнка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введёт это новое слово в самостоятельную речь. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.
К 7 годам ребёнок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребёнок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.
Если же «лепет» у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Причины речевых нарушений
Речевые нарушения у детей - серьезная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость - отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку, полноценно заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденций к уменьшению количества таких детей.
В чем причина этого явления в наш просвященный век? И что в связи с этим необходимо знать родителям? Нарушения речи определяются отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства.
Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
Патогенные факторы раннего периода развития:
Пренатальный период: токсикозы в период беременности; острые и хронические заболевания матери; резус-конфликт; вредные профессиональные условия; наркомания, алкоголизм, курение; ушибы и падения, стрессовые ситуации и т.д.
Натальный период: неблагополучные роды; применение средств родо вспоможения.
Постнатальный период: травмы головы; воспалительные заболевания головного мозга; применение некоторых лекарственных средств; деффекты речи окружающих; педагогическая запущенность.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Говорите с ребенком правильно.
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным и приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относится к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражение ребенком дефектной речи взрослых, товарищей.
Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитиии речи.
1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).
3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: "Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!" (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)
4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова.
5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.
6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.
7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".
Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
Внимание! В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям разрешается только с письменного согласия автора или с указанием Ф.И.О автора и размещением активной ссылки на сайт.